Вы здесь

Порядок использования книжки МДП?

Рассмотрим на примере России частный случай использования книжки МДП. Предположим, груз едет из Хельсинки (Финляндия) назначением во Владимир (Россия).
Финляндия. Перевозчик заполняет обложку книжки, где вписывает сведения о себе и основные сведения об этой грузоперевозке. После загрузки на основании международной накладной CMR перевозчик заполняет грузовой манифест, где указывает описание перемещаемого груза.

Сведения в грузовом манифесте заполняются «под копирку» и дублируются во всех отрывных листах книжки МДП. То есть таможенник в любой другой стране увидит в этой книжке МДП те же сведения о грузе, что увидел таможенник страны, где перевозка началась. В нашем случае книжку МДП откроет та финская таможня, где находится отправитель товаров, т.е. Хельсинская таможня. Она оторвет белый лист из первой пары листов книжки МДП и внесет соответствующие отметки в корешок, оставшийся от этого белого листа. При доставке товара в таможню назначения Финляндии (в данном случае это будет таможня, через которую товар вывозится с территории Финляндии), эта пограничная таможня Финляндии оторвет зеленый лист. Для территории Финляндии эта перевозка считается завершенной. Следует иметь в виду, что завершение перевозки осуществляется при соблюдении ряда условий, которые касаются доставки груза (целостность пломб, отсутствие изменений в документах и проч.).

Россия. При ввозе товара через Выборгскую таможню действия российских таможенников по сути аналогичны действиям финских таможенников. Отметим, что по корешкам от предыдущей пары листов таможенник в Выборге легко может проследить, завершена ли должным образом эта перевозка на территории Финляндии. При соблюдении условий грузоперевозки, целостности пломб и документов, Выборгская таможня отрывает белый лист следующей пары листов книжки МДП и вносит соответствующие отметки в корешок. Таможня устанавливает перевозчику место и срок доставки товаров (Владимирская таможня). В таможне Выборга данная перевозка остается на контроле до момента получения информации от таможни назначения (Владимирской) о ее надлежащем завершении (в российской таможне для контроля за транзитом товаров используется АСКТТ - автоматизированная система контроля за транзитом товаров).
По прибытии во Владимирскую таможню перевозчик предъявляет груз и документы на него. Таможенник проверяет соблюдение срока доставки груза, целостность пломб и документов и отрывает зеленый лист книжки МДП, в корешке от которого проставляет сведения о доставке. С этого момента перевозка по этой книжке МДП считается завершенной. Следует отметить, что на всем этапе этой грузоперевозки таможенниками ставятся отметки и в других документах, которые предъявляются вместе с книжкой МДП - накладная CMR, счет-фактура (invoice) и т.д. Однако здесь мы рассматриваем только порядок использования TIRа (книжки МДП).

Вот так выглядит перевозка с использованием книжки МДП. Удобно, не правда ли? Перевозчик нигде не платил обеспечение уплаты платежей, не заключал договоров страхования и прочее. Что не менее важно, эта система очень удобна и для таможенников - книжка МДП не разделяет перевозку в зависимости от страны, она позволяет отследить всю цепь грузоперевозки - от отправителя до грузополучателя. И опытный таможенник в этой истории грузоперевозки может увидеть очень многое.

При необходимости Вы можете почитать подробное описание порядка заполнения книжки МДП (разместим позднее).

2011 NucDEV